Столы-картины, дома-светильники, декорации-конструктор и другие жемчужины предметного дизайна — собрали для вас лучшие объекты с выставки российского дизайна, которая проходит в настоящее время в Новой Третьяковке

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Плакат «Клином красным бей белых».

Столик Иосифа Брина

Один из главных экспонатов выставки Московского музея дизайна «110 | Российский дизайн 1915–2025» в Новой Третьяковке — афиша легендарной «Последней футуристической выставки 0,10», которая прошла в Санкт-Петербурге в 1915 году. Там экспонировался «Черный квадрат» Казимира Малевича, «Угловой контррельеф» Владимира Татлина, но самое главное — именно с нее началась новая эра дизайна. Искусство, по мнению супрематистов, должно было обрести свою наивысшую форму — спуститься с пьедестала элитарности и поселиться в каждой квартире («Искусство в быт!»). Так и произошло. Свидетельства этого мы и видим на этой выставке.

Кофейный столик «Тачка» Иосифа Брина — это слитые воедино треугольник, круг и два прямоугольника. Как будто плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» сошел со стены и обрел новую функциональность. По сути, этот столик — оживший супрематизм. И в этом смысле его можно считать символом выставки. Ведь она рассказывает о витиеватом пути становления и развития отечественного промышленного, предметного, графического, фэшн-дизайна. И показывает, как он впитывает все новые веяния искусства, отражает все исторические события, переосмысляет традицию и живо реагирует на все, что происходит вокруг.

Читайте такжеИстория русского авангарда: куда приводят мечты

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Иосиф Брин. Кофейный столик «Тачка».

Фото

tretyakovgallery.ru

Шахматный стол Александра Родченко

Еще один вариант мебели, вдохновленной цветовой гаммой, формами и идеями футуристов и супрематистов — стол для игры в шахматы одного из родоначальников советского конструктивизма Александра Родченко. Это один из элементов павильона России на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Там художник, архитектор и дизайнер создал целый «Рабочий клуб» — пространство, которое он видел идеальным для досуга и саморазвития трудящихся.

Вся мебель — столы-парты, книжные стеллажи, многофункциональные стенды-трансформеры — была выполнена в футуристической манере, но при этом была высоко функциональной. Многие предметы можно использовать под разные нужны, и при этом все очень компактно (в основу положен принцип «экономии в использовании квадратуры»). Шахматы Родченко считал очень важным элементом развития рабочих: они развивают системное мышление, способствуют стратегическому видению. При этом в столе заложены те же принципы: он компактный, а поворотная столешница позволяет меняться полями, не вставая со стула.

Читайте такжеКультурному центру ЗИЛ — 85 лет: 9 фактов + 1 идея для влюбленных

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Александр Родченко. Шахматный стол для Рабочего клуба, 1925, макет.

Фото

tretyakovgallery.ru

Сумочка по эскизу Ольги Розановой

Выставка «110 | Российский дизайн 1915–2025» — это не только путешествие по всем стилям и направлениям искусства и предметного дизайна, но и наглядная демонстрация преемственности. В том числе возрождение идей различных эпох в современном дизайне. И сумочка Анны Толстиковой отлично показывает, насколько актуальным трендом сегодня может быть возвращение к дореволюционным идеям.

В основе дамской сумочки, которую в 2020 году создала в рамках проекта «Вербовка-100» дизайнер Анна Толстикова, лежит эскиз знаменитой русской авангардистки Ольги Розановой. Она придумала этот аксессуар в 1915 году, но тогда этот замысел так и не был реализован. Теперь же воплощение задумки с броским дизайном (тут мы вновь видим отсылки к супрематизму), аппликацией и вышивкой можно увидеть в экспозиции проекта Московского музея дизайна.

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Сумочка по эскизу художницы Ольги Розановой, 1915. Вышивка, дизайн и сборка — дизайнер Анна Толстикова, проект «Вербовка-100». Из собрания Московского музея дизайна.

Фото

tretyakovgallery.ru

Светильники Абраама Дамского

Главный дизайнер света в 1930-е — 1950-е годы, ученик Татлина и Родченко Абраам Дамский, можно сказать, освещал каждый шаг советского человека. Дело в том, что именно его творческому гению принадлежат светильники «Кольцевой» и «Люцетта», которые использовались буквально везде: в городских общественных пространствах, на предприятиях, в больницах и школах. Его настольные лампы стояли в едва ли не в каждом доме. И он же спроектировал роскошные, достойные бальных зал самых богатых дворцов, светильники на 16 станциях столичного метрополитена.

На выставке можно увидеть реплику домашнего светильника, созданного по эскизу Дамского 1929 года, а также пофантазировать, какие работы в стиле ар-деко он мог бы создавать в наше время.

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Современная реплика настольной лампы Абраама Дамского по эскизу 1929 года. Из собрания Московского музея дизайна.

Фото

tretyakovgallery.ru

Светильники Екатерины Елизаровой и Никиты Анохина

Помогут с этой фантазией светильники российского дизайнера Екатерины Елизаровой. Дело в том, что во времена Дамского яркие, эффектные объекты, достойные украшать советское метро, невозможно было представить в частном интерьере. А вот в наше время возможно все: Екатерина Елизарова представляет свою авторскую интерпретацию светильников в стиле ар-деко для загородных домов и апартаментов.

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Светильники Chapiteau, дизайн Екатерины Елизаровой.

Фото

tretyakovgallery.ru

Но есть и другой срез современных светильников, на которые хочется обратить внимание. Дизайнер Никита Анохин создал ночник в виде… панельного дома «Брежневка». И на выставке, посвященной переплетению форм и смыслов дизайна разных эпох, он по праву занимает видное место. Ведь в этой работе представлен и актуальный тренд: советские панельки — «хрущевки» и «брежневки» — нынче обрели новую жизни, стали символом эпохи, а потому все чаще появляются на картинах, в виде пластилиновых скульптур на выставках, а теперь вот и в виде светильника. И в этом смысле «Брежневка» Никиты Анохина открывает нам еще одну важную грань дизайна — историческое свидетельство.

Читайте также«Мумий Тролль», Шостакович и Франция: 8 интересных фактов о хрущевках, о которых вы даже не подозревали!

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Никита Анохин. Ночник «Brezhnevka» по мотивам серии панельных домов II-18/9.

Фото

anokhinnikita-store.ru

Комод Случевского (он же «советская стенка»)

Продолжая тему типовых панельных домов, нельзя не вспомнить и о типовой мебели для их типовых квартир. Обеспечить каждую семью жилплощадью можно было лишь за счет минимизации пространства. А значит, необходимо было пересмотреть и габариты мебели. Ведь громоздкие довоенные гарнитуры попросту не помещались в маленькие квартиры.

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Журнал Архитектура в СССР, 1962 год.

Фото

tretyakovgallery.ru

Спас ситуацию Всероссийский проектно-конструкторский и технологический институт мебели (созданный специально для разработки предметов интерьера нового типа) и непосредственно его ведущий специалист Юрий Случевский. Именно он разработал то, что потом назовут «советской стенкой» — оригинальную систему из компактных модулей, что позволяло регулировать длину и высоту конструкции в зависимости от параметров квартир.

Первые эскизы этого советского чуда и научные статьи на тему секционной и корпусной мебели Случевский опубликовал журнале «Техника Молодежи». И эти зарисовки, и реплики серванта сегодня можно увидеть на выставке «110 | Российский дизайн 1915–2025».

Читайте такжеВопросы читателей: что делать с советской «стенкой»?

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Юрий Случевский. Иллюстрации к статье «Мебель, послушная нам», журнал «Техника — молодежи», № 4, 1957.

Фото

tretyakovgallery.ru

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Фото

tretyakovgallery.ru

Пылесос «Сатурн», 1963 г.

Многие предметы дизайнерского искусства появлялись на свет именно в качестве оды тем или иным историческим свершениям — победам на трудовом или военном фронте, выполнению пятилеток и так далее. И, конечно же, первый полет человека в космос не мог не оставить след в промышленном дизайне. В честь этого эпохального события Вильнюсский завод электросварочного оборудования (Литовская ССР) выпустил пылесос шарообразной формы, напоминающей планету. А ручка и место крепления двух крышки и днища (двух полусфер) напоминали кольца Сатурна. Этот прибор сразу завоевал сердца покупателей, причем не только из-за симпатичного внешнего вида, но и из-за своего функционала. Он, например, мог работать как пульверизатор, если подключить к нему специальную насадку. А по легенде, некоторые девушки даже умудрялись переставлять шланг в выходное отверстие и использовать его… как фен!

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Пылесос Сатурн, 1963 год. Вильнюсский завод электросварочного оборудования, Литовская ССР.

Фото

tretyakovgallery.ru

Самовар «Спутник», 1976 г.

Покорение космоса продолжало вдохновлять художников и дизайнеров и спустя 5, 10, 15 лет. Этому способствовала высадка американцев на Луну в 1969 году, давшая старт настоящей космической гонке. Число разработок и спутников росло, и это не могло не отразиться на дизайне. К 15-летию полета в космос Юрия Гагарина художник Константин Собакин в «самоварной столице России» Суксуне создал вот такое необычное творение.

Его самовар напоминает одновременно и спутник с тремя лучами, и приземлившуюся ракету. Тут надо сказать, что три точки опоры в тот период времени стали трендом в дизайне: мебель, предметы интерьера, технику делали именно на трех «ногах». Отчасти это был гимн минимализму, а отчасти — все то же воодушевление космосом, фантастикой, всем необычным и «инопланетным».

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Самовар «Спутник», художник Константин Собакин. Суксунский завод металлоизделий, 1976.

Фото

tretyakovgallery.ru

Телевизор Электроника ВЛ-100, 1970 г.

Созданный к 100-летию со дня рождения Ильича телевизор ВЛ-100 («Владимиру Ленину — 100 лет») — не только дань памяти вождю мирового пролетариата. Для своего времени эта модель стала символом прогресса, поскольку была, во-первых, доступной по цене, а во-вторых, портативной! Отсюда и необычная продолговатая форма телеприемника. С антенной и ручкой он напоминал, скорее, огромный кассетный магнитофон. Этот компактный телевизор стал незаменимым спутником советской семьи. Ведь его можно было смотреть не только в городской квартире, но и за городом, куда постепенно народ начал выезжать на дачи. Вот такой универсальный предмет!

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Телевизор «Электроника ВЛ-100», 1970. Из собрания Московского музея дизайна.

Фото

tretyakovgallery.ru

Конструктор-декорации Ирины Преснецовой и конструктор ГЭС-2, «Радуга грез»

Принцип универсальности вообще всегда занимал умы дизайнеров. И потому неудивительно, что и в дореволюционное, и в советское время, и в наши дни огромной популярностью пользовались разного рода конструкторы. Как у Родченко в его «Рабочем клубе» стенды могли собираться в разных конфигурациях, так и у дизайнера Ирины Преснецовой универсальные модули могли формировать различные театральные декорации для детских спектаклей в детских садах и школах. Она разработала набор модулей высотой 1,2 м (по росту ребенка 4–6 лет) в 1976 году, и многие поколения строили из них для своих детсадовских шоу то лес, то замок, то мост, то поезд. По сути этот конструктор для театра-игры — прародитель всех мягких конструкторов, которые можно встретить сегодня в большинстве детских игровых центров.

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Ирина Преснецова. Игра «Театр», 1976.

Фото

tretyakovgallery.ru

И аналогичный принцип модульности используется в новых разработках современных дизайнеров. К примеру, компания «Радуга грез» в коллаборации с ГЭС-2 создала архитектурный конструктор: из него можно собирать как конкретные здания и пространства (например, сам же центр ГЭС-2), так и любые другие, воплощая с помощью труб, лестниц, арок, окон собственные смелые фантазии.

ТОП-10 экспонатов выставки «110 | Российский дизайн 1915–2025»: выбор myDecor

Конструктор ГЭС-2 и «Радуги грез».

Фото

tretyakovgallery.ru

Когда: 27 декабря 2024 — 25 мая 2025

Где: Москва, Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *